"Сурб-Хач"
"Святой Крест"
Исторически сложилось так, что на Дон съезжались все, кто хотел свободы,
вольной жизни.Люди самых разных национальностей и вероисповеданий находили здесь кров и дом, принося с
собой частицу той культуры, в которой родились и выросли. "Сурб-Хач" - образец культуры армян, пришедших
на Дон из Крыма в 1770-х годах.
12 декабря 1779 года императрица Екатерина II приказывает выделить
для переселенцев с крыма 28 тысяч десятин земли. Тогда-то и были построены город Нахичевань и села
Несветай, Чалтырь, Крым (последний назван в память об исторической родине армянских переселенцев),
и несколько других.
В 1783 закладывается и основание усадьбы монастыря "Сурб-Хач".
Вначале монастырь входил в состав села Большие Салы, а в 1883 году был приписан к Нихичевани,
что способствовало росту его благосостояния. В современном Ростове, "Сурб-Хач" оказался вписанным
в спальный район, однако жилые дома сохраняют почтительную дистанцию, предоставляя этому памятнику
культуры и искусства соответствующий его красоте и великолепию простор.
"Сурб-Хач" буквально означает "святой крест", тот самый крест,
который изображен на хачкаре-камне, привезенном первыми переселенцами из Армении. Он сохранился
до наших дней и сейчас остаётся главной святыней церкви. В своё время монастырь был весьма почитаемым,
наиболее значимым культурно-просветительным центром армянской колонии на Дону. К нему стекались
паломники со всего юга России.
В самом здании монастыря с 1791 года располагалась школа,
превращенная позже в семинарию. Кроме того, именно в Сурб-Хаче в 1790-1796 гг. работала первая типография.
20 книг было выпущено за это время. Почти сто лет спустя, в 1862 г. Сурб-Хач посетил архимандрит
Габриель Айвазян. Он отметил, что "монастырь пришел в ветхость и находится в плачевном состоянии".
За этим заявлением немедленно последовали сбор средств и ремонт всех построек. Обветшавшую церковь
монастыря разобрали, и в 1886 было освящено основание новой, каменной, строящейся вместо недолговечной
деревянной, именно той, которую мы можем лицезреть и сегодня.
Вокруг церкви "Сурб-Хач" находятся погребения десяти прогрессивных деятелей
русско-армянской культуры 19-го века - педагогов монастырской школы. Прямоугольные плиты из
красного и черного камня - надгробия. На одном из них высечено изречение католикоса Геворка,
отмечающее ученые заслуги усопшего. Подобные захоранения вокруг храмов - естественное для многих
народов явление. Так, в Лондоне расположено Вестминстерское аббатство, знаменитое именно своими захоранениями.
Кроме самой церкви "Сурб-Хач" сохранились и лестница, построенная
во время ремонта монастыря в 1862 г., и каменный мост - его перебросили через реку Темерник в 1900
году - самая "молодая" часть мемориала. Ещё одна традиционная для армянской архитектуры часть комплекса - беседка
над родником. Однако, сегодня это - печальное зрелище. После того, как было создано рукотворное Ростовское море,
течение подземных вод изменились, и родничок куда-то "ушел". А оказавшуюся невостребованной
беседку приспособила к своим нуждам местная молодежь, украсив стены древнего строения этюдами современной
"наскальной живописи".
Интересно, что "Сурб-Хач" относительно спокойно перенес все войны,
прокатившиеся по донской земле за минувший XX век. Не пострадал от погромов времен Гражданской
войны, уцелел и при фашистских бомбежках, оставаясь истинным оплотом веры человеческой в добро и
справедливость. А вот против стихийных бедствий и неразумного отношения человека он защититься не
смог. В 1935 году во время грозы удар молнии разрушил колокольню, а в 1960 были разобраны все
постройки кроме церкви. На наше счастье, она учелела, и с 1968 по 1972 гг. была отреставрирована.
И там расположился музей русско-армянской дружбы. Уже в наши дни, "Сурб-Хач" стал называться
мемориальным комплексом. Ему присвоен статус архитектурного памятника федерального значения.
Подготовила Марина Кулакова