МЕТОДЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ ПО ДАННЫМ О РОДНИКАХ.

Назаренко О.В. (РГУ, Ростов-на-Дону),
Научн.рук. Хрусталев Ю.П., проф., д.г.-м.н.(РГУ, Ростов-на-Дону)


      Ростов - на - Дону - один из крупнейших городов юга России, возраст которого составляет четверть века, в течение которых окружающая среда находилась под прессом антропогенной нагрузки. Для Ростова годовой объем стоков составляет 25-30км3, большая их часть поступает в главные водоносные артерии города практически неочищенные, вынося огромное количество токсикантов. Грунтовые воды на большей части территории города практически не защищены от поступления загрязняющих веществ с поверхности и подвергаются интенсивному техногенному воздействию. В них просачиваются атмосферные осадки, воды ливневого стока, водопроводная вода, канализационные воды и вода из теплотрасс при авариях. Использование загрязненных вод в хозяйственно-питьевых нуждах может привести к вовлечению токсикантов в пищевые цепи.
      Важным элементом мониторинга окружающей среды являются родники. Они чутко реагируют на уровень загрязнения. В г. Ростове-на-Дону постоянные наблюдения осуществляются за 20 родниками и 67 скважинами. Город относится к числу недостаточно обеспеченных подземными водами районов, при этом потребности в питьевой воде многократно превышают запасы. Поэтому в случае чрезвычайных ситуаций население использует выходы подземных вод как источник водоснабжения. Несмотря на то, что подземные воды имеют ряд преимуществ: они менее подвержены загрязнению и обладают более устойчивым химическим составом, тем не менее, на территории города отмечается загрязнение несколькими элементами. Это железо, медь, марганец, алюминий. Кроме этих элементов, следует отметить загрязнение нитратами, количество NO3- в ряде источников превышает ПДК в 1,02 - 3,4 раза. Основными видами загрязнения являются: бытовое, промышленное, сельскохозяйственное, химическое (ядохимикаты, нефтепродукты). Присутствие в ряде источников нитрит-иона и иона аммония свидетельствует о проникновении бытовых и фекальных стоков.
      Доступность и простота исследований позволяет привлекать для наблюдения большой широкий круг лиц. Это учащиеся школ, студенты, преподаватели вузов. Одним из ведущих принципов разработки современного содержания образования является принцип регионализации, исходя из которого вся система образования должна учитывать региональные компоненты той местности, в которой живет человек. Знания родного края включают в учебный процесс личный социальный опыт учащихся, активно развивает их познавательный интерес, показывают практическую значимость приобретенных знаний и умений, позволяет сделать учебный процесс более значимым для учащихся. При изучении родной местности используются межпредметные связи с биологией, химией, историей, литературой и другими предметами. Данная работа способствует более эффективному формированию у школьников целостной картины по изучаемой проблеме и осознанию ими своей роли в ее разрешении, усилению практической направленности обучения. При всех формах включения краеведческих знаний в учебный процесс необходимо вовлекать учащихся в активную исследовательскую работу, обучать умению собирать и обрабатывать материал для последующего использования его в учебном процессе.

Hosted by uCoz